воскресенье, 20 января 2013 г.

Родительское собрание

Родительское собрание по итогам второй четверти состоится 25.01.2013г. в 18.30. После сообщения психолога о процессе адаптации обучающихся 5-х классов собрание продолжится в  каб № 46.

Тема собрания "Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка. Значение семьи в преодолении ребёнком негативных черт характера".




Общение
Супруги в гармоничных парах охотно общаются друг с другом. У них существуют разные семейные традиции - совместные праздники, прогулки и т.д., когда партнеры с удовольствием проводят время вдвоем. Каждый супруг готов выслушать другого и поделиться сам своими мыслями и чувствами, но при этом уважает право человека на одиночество - если один партнёр не в настроении, то другой не станет докучать ему расспросами или болтовней, а спокойно займется своими делами.
Доброжелательность
Это одна из главных черт гармоничных семейных отношений. Быть доброжелательным - значит быть всегда на стороне партнера, зная, что он - на вашей. Когда супруги доброжелательно относятся друг к другу, то, даже если кто-то из них сердится, его поведение никогда не будет агрессивным. Если один партнер не согласен с другим, то все равно он изначально предполагает, что тот хотел сделать, как лучше. Доброжелательность означает не сомневаться в добрых намерениях партнера, обращать внимание на положительные черты, питать благодарность, доверие и уважение.
Жизнь без масок

Мы создаем маски и защиты, когда боимся, что окружающие люди причинят нам душевную боль. В процессе развития отношений гармоничные партнеры всё больше освобождаются от притворства и проявляют свои подлинные черты. Они бесстрашны, потому что знают: там, где есть любовь, не место обидным замечаниям, ранящим другого человека, и даже если сорвется неосторожное слово, то партнер вовремя поймет, что допустил ошибку и искренне извинится.
Конструктивное разрешение конфликтов
При разрешении споров, которые неизбежны в любой семье, гармоничные супруги стремятся не победить другого, а найти решение, которое действительно устраивало бы каждого. Это возможно только в случае, когда каждый партнер готов услышать другого, понять его потребности и желания.
Что мы несем в отношения с нашими детьми из своего детства
Мы, воспитывая своих детей, хотим мы этого или нет, бессознательно решаем свои проблемы, которые корнями уходят в наше далекое детство.
Поговорим об этом подробнее, выделяя лишь некоторые аспекты отношений родитель-ребенок.
  · Как правило, чрезмерная родительская опека, как неестественный, повышенный уровень заботы, нужна, прежде всего, не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко заостренную потребность в привязанности и любви. Важную роль в данном случае играют факторы, связанные с детством в первую очередь матерей, многие из которых сами выросли в семьях без душевного тепла и родительской любви. Поэтому они полны решимости дать своим детям то, что недополучили сами, но «перегибают палку», что в конечном итоге приводит к возникновению чересчур заботливого отношения к ребенку.

· Есть родители, которые постоянно пребывают в тревожных сомнениях о своем чаде, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка. Вероятнее всего, они были воспитаны в семьях, где контроль со стороны родителей был значительно больше, чем возможность допустить мысль о том, что ребенок мог бы хоть иногда самостоятельно решать свои насущные детские проблемы.


· Многие родители не знают, можно ли наказать ребенка за проступок или действие, которое не соотносится с представлениями родителей о нормах поведения, а если уж и прибегли к наказанию за проступок, тут же считают,
что  были не правы?

В этой ситуации будущий родитель-ребенок испытывал на себе всю тяжесть родительского наказания, находился часто в состоянии униженного и не имеющего права голоса в семье. Или наоборот наказания, были редкой частью его жизни. И теперь став сам родителем, он может ориентироваться только на пользу или вред самого наказания, не замечая, например, истинной причины негативного поведения ребенка, как будто бы важно лишь принять решение, а не исследовать причины, вызвавшие проблемы.

Знания и чувства, вытекающие из опыта быть или не быть наказанным, которые он вынес из детства, заслоняют ему своего собственного настоящего ребенка, он попросту его не замечает, живет в вакууме своих детских представлениях о том, как «надо воспитывать».

· Не редкость и родители, которые во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос. В этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

Да мало ли какие бывают родители, важно одно: они хотят счастья своему ребенку.

И на этом пути их подстерегает много трудностей, потому что представления о счастье у всех разное. Опорой на пути к разумному родительству может стать умение отделять свои потребности и желания от потребностей ребенка в данном возрасте, помнить об особенностях развития ребенка, о том, что и как он может делать или не делать не только по причине «правильного или не правильного воспитания», а именно в силу его возрастных особенностей, его темперамента, той среды, в которой он находится.

А вот среду эту родители и должны создавать, помогая ребенку развиваться и являясь для него опорой, пока он сам не научиться опираться и заботиться о себе. Только потом и наступает самое сложное, ребенка надо отпускать, он уже взрослый и имеет свои желания и потребности, которые сильно могут отличаться от чаяний родителей, которые «всю душу вкладывали, а он…».
Личности родителей действительно играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Родительская забота необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям безусловна и безгранична.

Если в первый годы жизни любовь к родителям обеспечивает жизнь и безопасность ребенка, то по мере взросления она все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека, является источником поддержания телесного и душевного здоровья.

Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием.

Есть такие родители, которые считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию.
Это совершенно не так!

Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Конопий Наталья Ивановна-практикующий психолог, гештальт-терапевт
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий»,- констатируется в докладе.
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:
· во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
· во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часть, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Семья как источник психического здоровья ребенка
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.
Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности.
Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.


Семья и психическое здоровье ребенка
Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического разразвития ребенка по своей актуальности заслуживает внимания не только спеспециалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.
Существует зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Проблема психического здоровья привлекала внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов, но только в 1979 году Всемирной организацией здравохранения было введено понятие «психического здоровья».

Психическое здоровье как психолого – педагогическая проблема
Психологические аспекты психического здоровья детей

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Очень существенно, что термином «здоровье» обозначается «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
В «Кратком словаре по социологии» дается толкование термина «здоровье населения», который означает:
1. состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
2. состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
3. естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
4. состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
5. количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.
Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий»,- констатируется в докладе.
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:
· во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
· во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
 Перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А.Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализации, по его мнению, - нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т.д.» И вторая составляющая психического здоровья - стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству.
Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.
Семья как источник психического здоровья ребенка
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.
Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности.
Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.
Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласованно в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.